Особенности народного костюма Воронежской губернии
Костюм для наших предков значил гораздо больше, чем современная одежда для нас. До появления фабричного производства домотканые вещи создавались умелыми руками мастериц, в работу вкладывалась частичка их души.
Девушки с ранних пор начинали постигать азы швейного искусства. Уже в семь лет девочкам дарили настоящее веретено, на котором они учились прясть свою первую, не всегда удачную пряжу. Следующий шаг — освоение ткацкого стана. А когда барышня самостоятельно могла соткать холст, она бралась за вышивку — нелёгкий способ украшения одежды.
Орнамент для славян был не просто узором. Символическое значение этого рисунка уходило корнями в глубокую древность. Наиболее распространёнными в Воронежской губернии были линейно-геометрические фигуры, в частности, ромб. Так называемый «репей», один из самых известных орнаментов нашей области, представлял собой квадрат, поставленный на угол. По бокам от него могли тянуться прямые или замысловатые линии, завитки. Узор символизировал плодородие, которое имело отношение и к природному, и к женскому началу. Имело место изображение солярных знаков, негативно известных нам сегодня как свастика. Однако символ, очернённый в своё время, испокон веков имел светлое, божественное значение.
Воронежская губерния стала местом, где смешались культуры многих народов, особенно заметно влияние украинских мотивов в одежде, преимущественно растительных. Нашли отражение в нашей этнографии особенности быта Курской, Орловской, Тамбовской, Рязанской, Тульской областей. Проникновению чужой культуры в местную способствовало большое число переселенцев из указанных регионов.
Помимо вышивки полотна украшались элементами ткачества, аппликацией, мережкой. Использовались и нашивные детали из кожи, тесьмы, ниток, меха, шнуров, лент, кружев. Полосы из чёрного плиса, разноцветные ленты пришивали к нагрудной и поясной одежде, кружевами отделывали передники и рубахи. Праздничный вид вещам придавал нашитый бисер, блёстки.
Рубахи, понёвы должны были быть не только красивыми, но и удобными. Фигура женщины, особенно замужней, тщательно скрывалась под несколькими слоями материи, а волосы прятались под различными головными уборами: кокошниками, «сороками», платками.
Особое значение имеют цвета, использовавшиеся мастерицами для изготовления одежды. Основных было три: чёрный, белый, красный. Каждый оттенок несёт глубокий символический смысл. Белый, издревле считавшийся цветом траура, перехода в новую жизнь, что и сегодня находит отражение в подвенечных платьях, был основным в рубахах и сарафанах, особенно немолодых женщин. Это символ отрешённости, духовности. Для юных девушек он значил непорочность, был связан с лёгкостью, чистотой.
Чёрный, у большинства народов ассоциируемый со скорбью и трауром, для воронежских людей имел особое значение. Они старались покупать шерсть именно такого оттенка, тогда как жители других регионов отдавали предпочтение белой. Дело в том, что этот цвет связывали с плодородной землёй, для аграрной губернии являвшейся главной кормилицей. Также он символизировал покой, утешение.
Червлёный цвет был праздничным, считался дорогим, нарядным, красивым, именно поэтому и сегодня известен нам как «красный». Облачение, выполненное в таких оттенках, носили представители власти, духовенства, юноши, девушки, молодожёны. Языческие корни символического значения этого цвета восходят к почитанию солнца, огня. Наиболее нарядное одеяние носили замужние, но пока бездетные женщины.
Если в процессе чтения данной статьи вам захотелось что-то купить или воспользоваться какой-то услугой, то поищите необходимое здесь.
Полное или частичное копирование данного материала запрещено без согласования.
Читайте еще:
21.12.2017
12.05.2022
27.09.2016
17.04.2017